30 лет назад Варшава отказалась от троллейбусов. Что стало причиной?
Ровно 30 лет назад перестал существовать варшавский троллейбус. 31 августа 1995 года с "Южного вокзала" в сторону Пясечно отправился последний троллейбус маршрута 51. Этим символическим рейсом завершилась почти 50-летняя история столичных «трайтков» – электрических автобусов, которые долгие годы были характерной частью пейзажа Варшавы и окрестностей.
Троллейбусы появились в Варшаве 5 января 1946 года. Сначала запустили линии A и B, а через два месяца – линию C.
В первые годы на маршруты вышли поддержанные троллейбусы, подаренные Советским Союзом. Позже их сменили более современные французские Vetra, а также чехословацкие и немецкие модели.
Plac Krasińskich в Варшаве, 1949
Троллейбус LOWA W602a на линии №. 53 на Краковском Предместье, 1950-е гг.
Троллейбус на Краковском Предместье
В 60-х годах сеть достигла своего пика: по Варшаве ездили 127 троллейбусов на 10 маршрутах.
Первый отказ от троллейбусов – 1973 год
В начале 70-х годов власти Варшавы решили отказаться от троллейбусов – мешала пересекающаяся контактная сеть трамваев и троллейбусов. Им на смену пришли дизельные автобусы и 30 июня 1973 года по Варшаве проехал последний троллейбус, после этого линии закрыли.
Возрождение
Однако уже в 1976 году, во время топливного кризиса, правительство решило вернуться к электротранспорту.
Было принято решение построить линию до Пясечно – для жителей и работников завода Polkolor. Линию строили до 1983 года, и 1 июня запустили маршрут 51 по трассе "Вокзал Южный – Пясечно".
Сначала на линии работали советские ЗиУ-9Б, потом – прототипы Jelcz PR110T.
В 1989–1991 годах закупили 20 новых Jelcz PR110E, а также 11 швейцарских Saurer 4TIILM с прицепами, подаренных из города St. Gallen. С 1990 года по Пулавской начал ходить и ночной троллейбус 651.
Окончательный отказ от троллейбусов в Варшаве – 1995 год
Несмотря на обновление парка, содержание инфраструктуры на одной 13-километровой линии оказалось слишком дорогим. Аварии, поломки и регулярная замена троллейбусов дизельными автобусами вызывали недовольство среди пассажиров. Одновременно город стал активно развивать метро, 7 апреля 1995 года началось движением поездов по линии М1.
В итоге 31 августа 1995 года движение маршрутов 51 и 651 прекратилось. Их заменили автобусы линии 709. В 2000 году контактную сеть разобрали, а троллейбусное депо в Пясечно закрыли. Так завершилась история варшавских троллейбусов.
Часть техники передали в музеи, клубы любителей транспорта и частные коллекции. Jelcz PR110E отправились в Люблин, а потом – в Украину. Один из них, Jelcz PR110E №T022 в плачевном состоянии находится на одной из стоянок в Пясечно. Его фото можно посмотреть ниже:
Чтобы оставаться в курсе событий, подписывайтесь на Telegram-канал и Instagram или группу FB нашей «Витрины». Если вы хотите поделиться новостями с редакцией – пишите.